Темперамент и дети

Темперамент и дети

Темперамент – это природные особенности и качества психической деятельности человека, проявляющиеся в его поведении, реакции на различные воздействия, степени уравновешенности реакций. Темперамент обусловлен биологической организацией человека. Он накладывает отпечаток на человеческий характер, волю, мышление, познавательную деятельность. Темперамент не является постоянным свойством личности. Он может постепенно развиваться в зависимости от условий его жизни и воспитания. Не следует путать его с характером, который включает в себя содержание взглядов, интересов, мыслей человека.


Учителям и родителям надо считаться с особенностями темперамента ребёнка и в процессе воспитания осуществлять индивидуальный подход. Одни и те же воспитательные средства во взаимодействии воспитателя с детьми разного темперамента не приводят к одинаковому результату.


Учение о темпераменте берёт своё начало из древней Греции. Гиппократом, который заложил его основы, выделено четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Каждому типу темперамента условно соответствует определённый тип нервной системы:

• сангвиническому – сильный, уверенный;

• холерическому – сильный, уверенный;

• флегматическому – сильный, инертный;

• меланхолическому – слабый.


Дать ответ на лучший тип темперамента, невозможно. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Важно также отметить, что в чистом виде тип темперамента не встречается. Для организации правильного воспитания, для правильного выбора профессии, для борьбы с собственными недостатками и улучшения общения с людьми необходимо знать свой темперамент и характер своих детей и близких. Самонаблюдение и наблюдение за детьми могут дать такую информацию.


1. Если ребёнок преимущественно весёлый, энергичный, быстро учится новому и интересному, без труда переносит неудачи, уверен в своих действиях и доводит начатые дела до завершения, не любит однообразия, обладает громким, ярким, живым языком, сохраняет самообладание, легко и быстро просыпается и засыпает, то, скорее всего, он является сангвиником. При отсутствии серьёзных трудностей, творческой деятельности у таких людей может сформироваться нестабильность и поверхностность.


2. Если ребёнок очень суетливый и неусидчивый, несдержанный и зажигательный, нетерпеливый, торопливый, резкий в движениях и отношениях с людьми, упрямый и своенравный, работает рывками, разговаривает быстро, но путано, обладает достаточно выразительной мимикой, бывает агрессивным, часто отвлекается, обладает резкими переменами в настроении, то, скорее всего, он холерик. Там, где нет разнообразия, богатства творческой и духовной жизни, то такой темперамент проявляется отрицательно – в раздражении, аффектации.


3. Если ребёнок спокоен, последовательный и основательный в делах, терпеливый, молчаливый, обладает размеренной речью, сдержанный, всегда доводит начатые дела до конца, стойкий в интересах, трудно приспосабливается к новой обстановке, обладает сдержанной мимикой, то, скорее всего, он флегматик. В зависимости от условий воспитания у флегматиков могут быть сформированы как выдержка и глубокомыслие, так и лень, безразличие ко всему.


4. Если ребёнок застенчив, теряется в новой обстановке, не любит одиночества, долго остаётся подавленным при неудачах, часто замыкается в себе, быстро устаёт, тихо разговаривает, предрасположен к слезливости, чрезвычайно чувствителен к одобрению и осуждению, подозрителен, то он, скорее всего, меланхолик. При неблагоприятных условиях воспитания меланхолик может превратиться в очень робкого, тревожного человека.


Чем меньше по возрасту ребёнок, тем легче наблюдать проявления его темперамента «в чистом виде». Далее, при определённых обстоятельствах происходит изменение его психики и, следовательно, поведения. Во избежание развития и закрепления слабых сторон того или иного типа темперамента, надо правильно воспитывать ребёнка. Например, с помощью специальных упражнений, тренировки можно укрепить нервную систему меланхолика, сделать поведение холерика более уравновешенным. Проявления темперамента у зрелого человека зависят от его общей культуры, чувства меры, демократичности, направленности, волевой активности. Влияет на проявления характера и профессиональная деятельность.

Оставить комментарий