Формирование экологического мировоззрения подростков.
Реалии современного мира качественно отличаются от существующей в прошлом практики сбора научных знаний, развития изобретательства, подходов к выработке и внедрению новых технологических решений, восприятия и реагирования на трансформации в обществе, оценки качества жизни. Обострение экологических проблем и необходимость срочной реакции на непредсказуемые изменения в окружающей среде обусловливают необходимость в определении не только стратегии и тактики, но и структуры современного образования и воспитания на базе новых мировоззренческих требований и принципов. Динамизм изменений и нестабильность процессов в окружающей среде не дают человеку возможности полагаться только на ранее приобретенный опыт. Необходимо осознавать, что в сфере экологических знаний в условиях постоянной угрозы глобальных катастроф старения фактов, теорий, методик и прогнозных предсказаний сегодня происходит значительно быстрее. Четкая мировоззренческая позиция может быть гарантией обеспечения гармонизации изменений человека, среды и общества как частей единого целого. Мы понимаем экологическое мировоззрение как форму сознания, степень самоопределения и культуры современного человека, которая базируется на экологической компетентности, осознании жизненной необходимости сохранения природной среды. Это своеобразная форма духовно-практического освоения человеком мира (социума), в котором органично сочетаются экологические знания, экологическая культура и экологическая деятельность.

Близится конец Декады Организации объединенных наций по образованию для устойчивого развития (2005-2015 гг.), и формирование экологического мировоззрения, как одна из задач этого важного процесса должно происходить во всех сферах воспитания дошкольного, начального, общего среднего образования, в профессионально-технических заведениях, в высшей школе, и также во внеклассном, внешкольном образовании. В негосударственном, неформальном образовании важными являются наработки практики формирования экологического мировоззрения, в том числе через деятельность детских общественных организаций. Детские общественные объединения как уникальный институт социального воспитания имеют значительный потенциал воспитания и социального становления молодежи, в то же время неиспользованными остаются резервы по формированию экологического мировоззрения молодежи в условиях этих объединений. Формирования экологического мировоззрения подростков мы понимаем как структурную оболочку педагогических технологий, внедрение которых позволяет эффективно осуществлять педагогические воздействия и формировать экологическое мировоззрение высокого уровня.

Определение педагогических условий формирования экологического мировоззрения подростков в детской общественной организации основывается на следующих основных идеях:
1. Системность. Результативное формирование экологического мировоззрения подростков возможно лишь при условии системной, комплексной работы. Обеспечивает системность планирования деятельности - годовое, квартальное, еженедельное. Одновременно в деятельности детской общественной организации используется такие формы и методы, которые дают возможность в одно и то же время предоставлять знания, воспитывать, осуществлять практические меры и иметь развлекательный компонент. Следовательно, деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок получил знания, навыки поведения и закрепила эти навыки в практической деятельности.
2. Внедрение инноваций в деятельность. Инновационность характеризуется поиском новых и усовершенствованных концепций, принципов, подходов к реализации программ, существенным изменением в содержании, формах и методах образования, воспитания. Такая деятельность предполагает развитие творческого потенциала участников, изменения способов их деятельности и стиля мышления, создание и распространение новизны.
3. Опережающая направленность. Деятельность детской общественной организации должна руководствоваться перспективой будущего развития, ориентируя формы, методы и технологии деятельности на достижение прогнозируемого результата.

Важно, чтобы деятельность детской общественной организации не сводилась к проведению краткосрочных мероприятий, а была системной и целенаправленной, предусматривала реализацию долгосрочных программ по формированию экологического мировоззрения подростков. Творческое взаимодействие взрослого и ребенка в реализации целей и программ деятельности, которые способствуют развитию социальной активности подростка в коллективе, реализует тезис „организация - это организация самих детей”, а значит развивает самоуправления, способствует развитию лидерских качеств и социальной инициативности детей, без которых деятельность детского объединения будет неэффективной.