Социализация ребёнкаСоциализация – процесс вхождения ребёнка в социальную среду, интеграцию в систему социальных связей, превращение человеческого существа в общественного индивида.

На современном этапе изменения социально-экономических условий жизни нашего государства, когда нет ещё достаточных материальных, национальных и духовных основ для полноценного развития личности, важное значение приобретают проблемы педагогического обеспечения процесса социализации, в ходе которого производится гражданская позиция подрастающего поколения.

Проводниками влияния общества на личность является семья, детские учебные заведения, средства массовой информации и референтное неформальное окружение сверстников. Социализация – двусторонний процесс, поскольку, с одной стороны, она предполагает адаптацию к общественным нормам и требованиям, их ассимиляцию, а с другой – их воспроизведение, обогащение в индивидуальной деятельности, познании и общении.

О ведущей роли окружающей среды в социализации биологических потребностей свидетельствуют многочисленные эксперименты на животных. Так, американский учёный Т. Харлоу, который изучал зависимость действия полового и материнского инстинкта от особенностей влияния среды, наблюдая за поведением шимпанзе, которых держали до наступления возраста половой зрелости в изоляции от стада, зафиксировал значительное нарушение безусловных рефлексов. Самцы и самки оказались неспособными к выполнению ритуального поведения ухаживания и спаривания. Рождённые после искусственного оплодотворения дети не только не смогли разбудить материнских чувств, но и оказались под угрозой.

Срок социализации касается только человеческого общества и означает высшую степень освоения личностью системы социальных связей. Процесс превращения ребёнка в социальное существо невозможен вне процесса социализации, результатом которого является формирование образа «Я» или концепции «Я». Она заключается в осознании человеком своего прошлого, настоящего и ожиданий, связанных с будущим. Развитие образа «Я» в самом общем виде можно описать при помощи представлений человека о себе как о частичке определённой общности.

Первичным звеном социализации ребёнка является родительская семья, педагогический потенциал которой во многом определяет эффективность воспитания гражданского сознания подрастающего поколения. Значительная роль в социализации личности принадлежит детским образовательным учреждениям, радио, телевидению и прессе.