Как праздновали Татьянин день в прежние времена?

Как праздновали Татьянин день в прежние времена?

25 января в России согласно православному церковному календарю наступает день памяти святой Татьяны, пострадавшей за веру. Эта история очень грустна, но как по иронии судьбы, именно на этот день приходится весёлый и шумный праздник всего студенчества.


Вы спросите, почему День студентов празднуется именно в день Святой Татьяны? Просто, именно 25 января 1755 г. (согласно новому стилю) императрица Елизавета Петровна подписывает указ, подготовленный графом И.И. Шуваловым, об учреждении Московского университета с гимназией. У графа Шувалова были свои задумки: таким образом он поздравил с Днём Ангела свою мать, Татьяну Ростиславскую. Затем во имя Татьяны освятили и университетский храм.


Многие известные писатели, поэты и философы посвящали свои произведения, труды, мемуары этому светлому празднику под названием Татьянин день. Именно благодаря ним до наших дней дошли воспоминания, традиции, ритуалы и философия студенческого праздника. Праздник Всех Студентов достигает своего наибольшего размаха в 1890–1910-е годы. Самые яркие рассказы современников посвящены именно этому периоду.


Празднование подразделялось на 2 главные части: официальную и неофициальную. Последняя, кстати, и была собственно праздником. В «Записках писателя» Н. Д. Телешова, многие страницы которых повествовали о старом московском быте, говорится и о Татьянином дне. Праздника ждала, а потом шумно отмечала его, вся московская интеллигенция. К ней относились, помимо университетской молодежи и профессоров, бывшие студенты ВУЗа — ныне адвокаты, врачи, учителя. Этот праздник справляли «по заведенному порядку», вспоминает Телешов. Сначала в университетской церкви проходила обедня, затем молебен, и после — речь ректора либо кого-то из профессоров в актовом зале университета.


Постепенно официальное празднество переходило непосредственно в студенческий праздник. Об этом очень живописно повествует литератор начала 20 века П. Иванов, тоже бывший когда-то студентом. Большой зал не содержит яркого света. Кругом ряды стульев. Лица у всех важные. Все сплошь в мундирах или корректных фраках, с наградами в виде звёзд, с лентами через плечо. Профессорская корпорация присутствует в полном составе. За колоннами мы видим синие воротники студенческих сюртуков. Всё чинно, строго, официально, академическая речь. Но потом торжественный акт заканчивается, и важность начинает постепенно спадать. Слышны отдельные голоса, требующие «Гаудеамус» (лат. gaudeamus — возрадуемся), студенческий гимн на латыни. И тут, едва зазвучала музыка, начался невообразимый шум. Дух своевольных студентов отныне вступил в законные права!


Основные традиции русского студенческого разгулья, как этого и следовало ожидать, сложились уже к началу 19 века. Ничуть не напоминая пирушки европейских буршей, они были проникнуты культом свободолюбия, патриотизма, демократизма в лучших его проявлениях и братства между собою. Эти высокие чувства воспеваются в студенческих песнях Н. М. Языкова. При этом, помимо такого незыблемого чувства, как любовь, воздаётся также и хвала вин.


Те, у кого есть знакомые Татьяны, спешат поздравить именинниц этого дня. Поэт С. М. Соловьев очень красочно и душевно описывает в стихотворении «Татьянин день» приятное волнение в этот праздничный зимний день.


Желанным моментом действа становится обед в ресторане «Эрмитаж», что располагался на углу петровского бульвара и улицы Неглинной. К 18 часам студенты, согласно воспоминаниям П. Иванова, направлялись туда целыми толпами. Обычная жизнь городских улиц полностью замирала. Вся Москва словно превращалась в единое царство студентов с синими фуражками повсюду.


Татьянин день — достаточно демократичный праздник. Но всё же профессорская корпорация, с утра бывшая в мундирах и при орденах, перед походом в ресторан обязательно переодевается. Здесь уместно будет вспомнить фельетон язвительного Власа Дорошевича «В Татьянин день» с забавным монологом какого-то важного судебного чина о предстоящем праздничном обеде.


Праздничный обед традиционно сопровождался пением, речами и тостами. Как писал Дорошевич: «В Татьянин день всё говорить можно!» И более того, начальство давало полицейским в этот день распоряжение: не трогать студентов за опьянение и политические выступления. Развитие событий по П. Иванову происходило в «Эрмитаже» очень быстро. После того, как исчезают вино и закуска, появляются водка с пивом. Постепенно поднимается невозможная кутерьма, а с нею воцаряется полная свобода. Единый студенческий хор из всех поколений поёт песню «Выдь на Волгу...», столь милую, любимую и бесконечно много говорящую сердцу седых ветеранов, тех, что были студентами в 60–70 годах. Поются и более новые революционные и студенческие песни. Как и следует полагать, особенно громко звучит посреди этого бурного празднества «Татьяна» — гимн праздника студентов. Солист начинает, задавая вопрос, а ему в ответ всем хором отвечают строфами из песни. Главный смысл состоит в том, что в опьянении, которое царит на празднике, виновата, конечно же, Татьяна.


Столь же интересно представлен литературоведом В. О. Гершензоном в письме брату Татьянин день 1890 года. На празнестве присутствует множество вдрызг пьяных профессоров. Студенты заставляют одного из них, профессора Янжула, держать речь. А рядом за столом сидят известные и уважаемые люди: Мачтет (поэт, ставший автором известного похоронного марша «Замучен тяжелой неволей»), Роздевич (редактор издания «Газеты Гатцука»), Иогель (беллетрист) и др. Студенты и прочие гости подходят, чтобы пожать руку Мачтету. Около этого стола собирается масса студентов, произносящих огненно-пьяные речи, провозглашавших тосты и т.д. Все начинают расходиться по домам только в третьем часу ночи.


В одном из ранних фельетонов А. П. Чехова (1885 год) также говорится о московском студенческом празднике. Действо настолько масштабно, что классик даёт уместное сравнение: выпито было все, кроме, разве что, Москвы-реки, и то из-за того, что она замёрзла. А один студиоз от переизбытка чувств даже выкупался в резервуаре со стерлядями.


В 1918 году университетская церковь закрывается, и в ней устраивают читальный зал. Праздники, посвященные академической «богине» Татьяне, прекращаются. В 1923 году «архаичную и бессмысленную Татьяну» в директивном порядке сменяют Днём пролетарского студенчества. Но всё же память о старинном студенческом празднике полностью искоренить не удалось. Татьянин день, правда, в домашних компаниях, всё-таки продолжает отмечаться послевоенные годы московскими студентами.


Ближе к современности, в 1990-е годы, многие, отменённые в годы революции, обычаи, возобновились. Татьянин день — не исключение. В 2006 году 25 января был указом Президента РФ переименован в День российского студенчества. В Московском университете в этот день, в память о старой традиции, самым талантливым вручаются премии имени Ломоносова и Шувалова. А студенчество, народ весёлый и оптимистичный, также бурно, весело и бесшабашно, как и их предшественники 100–200 лет назад, отмечает свой «профессиональный праздник» — Татьянин день!

Оставить комментарий